Уважаемые учащиеся, родители и работники школы!

Для вас создана школьная служба медиации 

Задача службы медиации-разрешение споров и конфликтов.

Если вы сами не можете разрешить конфликт мирным путем обращайтесь в муниципальную службу медиации.

 Руководитель службы медиации    Романова Л.А.

Телефон, e-mail  8(4967)636141, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

По этим телефону и  электронному адресу вы можете сообщить  о возникших конфликтных ситуациях, спорах и недоразумениях, возникших между участниками образовательного процесса.

Школьная служба примирения 

Школа – это открытая динамическая система, сложное многоуровневое сообщество, пронизанное сотнями невидимых нитей взаимодействий и взаимоотношений, в котором каждый участник образовательного процесса постоянно выстраивает коммуникацию со множеством людей. И в условиях большого количества участников сообщества (дети, учителя и родители) конфликты являются неизбежной составляющей системы взаимоотношений.

Далеко не все конфликты разрешаются без потерь для всех его сторон. Кроме того, иногда мы оказываемся вообще не в состоянии разрешить тот конфликт, участником которого оказались.

Поскольку появление конфликтов неизбежно в силу того, что они являются частью нормального функционирования любой социальной системы, негативное отношение к конфликтам может отрицательно сказаться на работе всей системы. Зачастую конфликт определяют как негативное противостояние, мешающее нормальному взаимодействию. Такое понимание формирует и соответствующее отношение к этому явлению: нужно избегать конфликтов, нельзя позволять им проявляться. Если конфликты в школе не признаются нормальным явлением, то, как следствие, отсутствуют и алгоритмы для их распознавания, предупреждения и разрешения.

В настоящий момент существует и другое понимание конфликта – как явления, помогающего обнаружить и разрешить существующие противоречия. Такой подход акцентирует внимание на конструктивных функциях конфликта: на возможности обнаружить «проблемные» точки, оптимизировать процесс взаимодействия, дать сторонам конфликта возможность лучше понять друг друга.

Эффективное использование позитивных эффектов конфликта зависит не только от соответствующего отношения к этому явлению, но также и от выбранного способа его разрешения.

На сегодняшний день хорошо известны две технологии разрешения конфликта: арбитраж и медиация.

Арбитраж – это способ разрешения конфликта, при котором третья сторона выступает в роли судьи. При таком способе разрешения конфликта арбитр на основании своего представления о ситуации принимает решение, которое стороны обязаны исполнять. В данной технологии инициатива и ответственность полностью передаётся арбитру, а сторонам даётся возможность только высказывать аргументы своей позиции. Примером использования этой технологии в школе являются конфликтные и различного рода административные комиссии.

Альтернативой арбитражу является технология медиации, которая отличается тем, что большая часть ответственности за процесс обсуждения и решения конфликта лежит на сторонах-участниках конфликта. Медиатор является тем, кто структурирует обсуждение, помогая направить общение в конструктивное русло.

Совершенно очевидно, что современная школа хорошо знакома с технологией арбитража. Но в настоящее время появилась возможность для реализации и второй формы разрешения конфликта – медиации.

18 ноября 2013 года опубликовано письмо Министерства Образования и Науки Российской Федерации под № ВК-844/07 руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, «О направлении методических рекомендаций об организации служб школьной медиации». Согласно ему в образовательных учреждениях «должны быть организованы  службы школьной медиации, обеспечивающие защиту прав детей и создающие условия для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их интересов».

В данном письме говорится о том, что интеграция метода школьной медиации в образовательное пространство имеет гораздо дальше идущие последствия и «выходит далеко за рамки взаимодействия «ребёнок-школа-семья (образовательная организация)»». И если этот гуманный инструментарий  решения трудных ситуаций будет успешно внедрён в сфере образования, то он будет быстрее распространено и на другие социальные сферы, и на всё общество в целом.

Зачем нужна?


             Подростки и дети младшего школьного возраста часто вовлекаются в конфликты, становятся нарушителями или жертвами. Используемая нами восстановительная медиация позволяет подросткам избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (в том числе возместить ущерб), избежать повторения подобного в будущем. 

            Школьная среда часто не способствует освоению подростками навыков общения, культурных форм завоевания авторитета и формирования конструктивных способностей взаимодействия с другими людьми, необходимых для будущей жизни. Те способы реагирования на конфликты, которые обычно практикуются подростками и учителями, нередко оставляют подлинные конфликты неразрешенными. 

         Главная цель медиации – превратить школу в безопасное, комфортное  пространство для всех участников образовательного процесса (учеников,  учителей, родителей и т.д.).

        Школьная медиация нужна для мирного решения проблем, снижения уровня насилия в школе и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.

Зачем медиация нужна родителям?

             Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того,  медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми.

Зачем медиация нужна детям?

            В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где  может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.

            В общем, можно сказать следующее:  чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой преступности. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.

​Школьная служба примирения это:

  1. Разрешение конфликтов силами самой школы.
  2. Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
  3. Профилактика школьной дезадаптации.
  4. Школьное самоуправление и волонтерское движение подростков школы.

Если вы решили обратиться  в службу, то вам надо подойти к

Бученковой Марине Сергеевне

Романовой Ларисе Александровне

       После  этого  с каждым из участников встретится ведущий программы примирения для обсуждения его отношения  к случившемуся и желания участвовать во встрече.

        В случае добровольного согласия сторон, ведущий программы проводит примирительную встречу, на которой обсуждается следующие  вопросы:

  • каковы последствия ситуации для обеих сторон; 
  • каким образом разрешить ситуацию;
  • как сделать, чтобы этого не повторилось.

        При необходимости составляется план по возмещению ущерба и социально-психологической реабилитации сторон.

На встрече   выполняются следующие правила

  1. Поскольку каждый человек имеет право высказать свое мнение, то перебивать говорящего человека нельзя. Слово будет дано каждому участнику.
  2. На встрече нужно воздержаться от ругани и оскорблений.
  3. Чтобы не было сплетен после встречи, вся информация о происходящем на встрече не разглашается.
  4. Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы.