Методы и приёмы подготовки детей к олимпиадам

 

Подготовка к любой олимпиаде начинается с работы на уроке. В содержание практически каждого урока должны входить или арифметические ребусы, или логические задачи, или задания на разрезание и составление фигур, или другие упражнения на сообразительность.

Каков же алгоритм действий учителя в процессе подготовки детей к олимпиадам?

1) Выявление талантливых детей;

2) Вовлечение детей в олимпиадную деятельность:

  • 1 ступень – уровень класса;
  • 2 ступень – уровень школы;
  • 3 ступень – районные соревнования;
  • 4 ступень – региональный уровень.

На первом этапе олимпиадного движения обычно участвуют все дети класса. Каждый ребенок пробует свои силы, и каждый получает похвалу за смелость, находчивость, за свою маленькую победу. Такой подход к соревнованиям способствует высокой активности детей и желанию поучаствовать ещё раз.

С победителями школьного тура олимпиад проводятся индивидуальные занятия, на которых отрабатывается типология олимпиадных заданий; решаются нестандартные задачи логического характера, способствующие общему интеллектуальному развитию ребёнка; составляются собственные задания логического характера; отрабатываются пути выхода из нестандартных ситуаций в решении заданий повышенной сложности.

Ребенка должны поддерживать все: родители, педагоги, друзья. Независимо от того, получает ученик приз или нет, он должен ощущать себя победителем, ведь даже если он не одержал победу над другим, он одержал её над собой вчерашним.

При таком подходе учащиеся будут охотно соглашаться выступать на олимпиадах более высокого уровня: городского, регионального. Похвала учителя, родителей, признание одноклассников и вера в ребёнка – залог успеха.

3) Подготовка к олимпиаде через внеурочные занятия;

Организация развивающей среды, стимулирующей любознательность и обеспечение ее удовлетворения, осуществляется через внеурочную деятельность: различные конкурсы, кружки, элективы.

4) Использование творческих заданий повышенного уровня на уроках;

Как правило, участники олимпиад всегда на уроках получают индивидуальные задания олимпиадного уровня сложности, это касается и домашних заданий.

При подготовке учащихся к олимпиаде необходимо придерживаться нескольких принципов.

1. Максимальная самостоятельность – предоставление возможности самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания это те, которые добываются собственными усилиями, в процессе работы с литературой при решении различных заданий. Данный принцип, предоставляя возможность самостоятельности учащегося, предполагает тактичный контроль со стороны учителя, коллективный разбор и анализ нерешенных заданий, подведение итогов при решении задач.

2. Принцип активность знаний. Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний. Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах.

3. Принцип опережающего уровня сложности. Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается результатами выступлений на олимпиаде. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность учащемуся, раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться.

4. Анализ результатов прошедших олимпиад. При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так и ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.

5. Индивидуальный подход. Индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от неумения решать сложные задачи к творческим навыкам выбора способа их решения

6. Психологический принцип. Я считаю необходимым воспитать в олимпиадниках чувство здоровой амбициозности, стремления к победе. Победитель всегда обладает бойцовскими качествами. Это важно для взрослой жизни! Нужно увидеть задатки в ребёнке и вырастить эти качества. Научить верить в свои силы, внушить, что он способен побеждать. Однако важно подчеркнуть, что победителями все не бывают. Не надо волноваться, в олимпиаде принимают участие такие же ребята, как и вы. И все находятся в равных условиях, результат зависит только от тебя. Все победить не могут. Не нужно расстраиваться, а нужно работать, работать и работать! Хотя и здесь всё очень индивидуально.

Успешная подготовка олимпиадников возможно лишь в случае постоянного тандема учитель-ученик-родитель.

Реализация этих принципов и правил - это успешное выступление учеников нашей школы на муниципальных и региональных олимпиадах, где они показывают высокие результаты.

Работа с одаренными учениками, по сути, является для педагога своеобразным экзаменом в профессиональном, личном и даже в духовно-нравственном отношениях. В случае успеха она принесет ни с чем несравнимые положительные переживания, в случае неудачи - соответственно отрицательные. Но в обоих случаях это дает возможность пережить «точку роста», продвижения на пути профессионального и личностного становления.

 

 

Ресурсы для подготовки к олимпиаде

 

Задания для подготовки к олимпиадам можно взять в нашем банке заданий или на сайтах:

1. Образовательный центр ВЛЁТ

2. Задания олимпиад на сайте OLIMPIADA.RU

3. Онлайн-курсы Образовательного центра Сириус

4. Материалы ЦПМК по предметам

5. Курсы на сайте Foxford

6. Интернет-ресурсы для  подготовки школьников к участию в олимпиадах

 

 

№ п/п

Предмет Ссылка на ресурс
1.  Русский язык  Банк заданий для подготовки
2.  Литература  Банк заданий для подготовки
3.  Математика  Банк заданий для подготовки
4.  Информатика

 1. Банк заданий для подготовки

 2. Сайт олимпиад по информатике

 3. Сайт с архивом задач Всероссийских командных олимпиад школьников по программированию

 4. Сайт по олимпиадной информатике

5.  Физика  Банк заданий для подготовки
6.  Астрономия  Банк заданий для подготовки
7.  Химия  Банк заданий для подготовки 
8.  Биология  Банк заданий для подготовки 
9.  Экология  Банк заданий для подготовки 
10.  География  Банк заданий для подготовки 
11.  История  Банк заданий для подготовки 
12.  Обществознание  Банк заданий для подготовки 
13.  Право  Банк заданий для подготовки 
14.  Экономика  Банк заданий для подготовки 
15.  Английский язык  Банк заданий для подготовки 
16.  Технология (мальчики)  Банк заданий для подготовки 
17.  Технология (девочки)  Банк заданий для подготовки 
18.  Физкультура  Банк заданий для подготовки
19.  ОБЖ  Банк заданий для подготовки 
20.  Искусство (МХК)  Банк заданий для подготовки